Программа приемного экзамена  на 2009/10 учебный год по
истории искусства для поступающих в
МГАХИ им. В.И. Сурикова
на факультет "История и теория изобразительного искусства".

Целью собеседования и вступительных экзаменов является выявление у абитуриентов способностей к пониманию задач будущей профессии искусствоведа и критика, к живому восприятию и разбору произведения искусства.

Экзамен по истории искусства проводится в течение двух дней. В первый день абитуриент пишет реферат, посвященный разбору произведений искусства, по одной из предложенных тем, с использованием предложенных экзаменаторами репродукций или фотоснимков в соответствии с программой. Реферат должен содержать характеристику произведений с анализом содержания и художественных средств выражения. Для написания реферата отводится три часа. Во второй день проводится устный экзамен. Экзаменационные билеты содержат два вопроса по программе, текст которой помещен ниже.

Письменная работа (реферат) и устный экзамен оцениваются независимо друг от .друга. Перед экзаменами проводится собеседование с правом допуска.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ИСТОРИИ РУССКОГО ИСКУССТВА.

I   ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО.

Художественная культура древних славян.

Художественная культура Киевской Руси и храм Софии Киевской.

Художественная культура Владимиро-Суздальской земля - скульптурные рельефы Дмитриевского собора во Владимире и Георгиевского в Юръеве-Польском Архитектурные памятники Древнего Новгорода (София, Спас на Нередице, церковь Спаса на Ильине улице. Юрьев и Антониев монастыри.)

Фресковая живопись Древнего Новгорода и Феофан Грек. Новгородская икона  

Зодчество Древнего Пскова Троицкий собор и композиция центра города. Живопись Древнего Пскова.

Художественная культура Москвы времени Куликовской битвы. Московский Кремль Андрей Рублев. Дионисий и русская живопись конца XV - начала I века.

Каменное зодчество Москвы в ХVIII веке. Василий Блаженный, церковь Вознесения в Коломенском, церковь Иоанна Предтечи в селе Дьяково

Деревянное зодчество русского Севера.  

Древнерусские города в XVII веке. Ростов Великий, Ярославль, Кострома.

II. РУССКОЕ ИСКУССТВО XVIII ВЕКА.

Развитие светского реалистического искусства в XVIII веке.

Творчество И. Никитина и А. Матвеева.

Государственные преобразования Петровского времени.

Архитектура начала века. Строительство Петербурга» Д. Трезини. Петропавловский собор.

Здание 12 коллегий. К. Растрелли (Петр I).

Национальный подъем русской художественной культуры в середине XVIII века. Архитектор

В.  Растрелли  (Зимний дворец, (Смольный монастырь).

Архитектор И. Старов (Таврический дворец).

Основание Академии Художеств.

Историческая живопись А.П. Лосенко ("Прощание Гектора с Андромахой").

Расцвет русского портрета во второй половине ХУШ века.

Ф.С. Рокотов (портреты Майкова, Санти), Д.Г. Левицкий (портреты смолянок, Демидова).

В.Л. Боровиковский (портреты Арсеньевой, Лопухиной).

Развитие архитектуры.  В.И. Баженов    (проект Кремлевского дворца, Царицыно).

М.Ф. Казаков (здание Сената в Кремле).

Д. Кваренги (Смольный институт). Классицизм в русской скульптуре.

Э.Фальконе (памятник Петру I). Ф.И. Шубин (портреты М.В. Ломоносова и Павла 1).

М.И. Козловский ("Самсон", памятник Суворову).

III. РУССКОЕ ИСКУССТВО ХIХ - НАЧАЛА XX ВЕКОВ.  

Национальный подъем периода Отечественной войны 1812 года. Развитие городских ансамблей.

Синтез архитектуры и скульптуры.  

      А.Д. Захаров (Адмиралтейство).

      А.Н. Воронихин (Казанский собор).

      К.И. Росси (Михайловский дворец, Дворцовая площадь).

Скульптура.

      И.Л. Мартос (памятник Минину и Пожарскому).

      Ф.Ф. Щедрин (скульптура Адмиралтейства).

Живопись.  

      О.А. Кипренский (портреты участников Отечественной войны 1812 г. Давыдова и Оленина, портрет А.С. Пушкина).

      В.А. Тропинин (портреты сына художника и А.С. Пушкина).

      Сильвестр Щедрин (Терраса на берегу моря).  

      А.Г. Венецианов ("Гумно", "На пашне").

      К.П. Брюллов ("Последний день Помпеи" портрет Самойловой).

      Т.Г. Шевченко (Автопортрет),

      А.А. Иванов ("Явление Христа народу", библейские эскизы). Реализм его этюдов.  

      П.А. Федотов. Художественный смысл его картин ("Сватовство майора", "Анкор., еще анкор'")  

Общественное движение в России 60-70-х годов, его отражение в искусстве.

 Выход из Академии Художеств четырнадцати конкурентов (1863), Организация и деятельность петербургской артели художников. Товарищество передвижных художественных выставок (1870).

Выдающаяся роль И.Н. Крамского и В.В. Стасова в формировании и развитии искусства передвижников.

Основание П.М. Третьяковым галереи русской национальной школы живописи.

Роль Московского училища живописи в развитии русского искусства ХIХ-ХХвв.

 Творчество художников:  

      В.Г. Перов ("Проводы покойника", "Приезд гувернантки в купеческий дом". Портреты А.Н. Островского, Ф.М. Достоевского).  

      И.Н. Крамской (портреты Л.Н. Толстого, Н.А. Некрасова, "Крестьянин с уздечкой").  

      В.М. Максимов ("Приход колдуна на крестьянскую свадьбу"), Н.А. Ярошенко ("Кочегар", "Курсистка", "Заключенный"),

      Н.Н. Ге ("Петр I допрашивает царевича Алексея"), евангельские темы в творчестве Н.Н. Ге.  

      В.В. Верёщагин. Антивоенное обличительное значение его батальных композиций ("Апофеоз войны", "После атаки"),  

      А.К. Саврасов ("Грачи прилетели").  

      И.И. Шишкин ("Рожь", "Рубка леса").  

       И.И. Левитан ("Март", "Над вечным покоем", "Владимирка").  

       И.Е. Репин ("Бурлаки на Волге", "Не ждали", "Запорожцы", портреты М.П. Мусоргского, В.В. Стасова).  

      В.И. Суриков. Особенности его исторической живописи ("Утро стрелецкой казни"; "Боярыня Морозова", "Меншиков в Березове", "Степан Разин").  

      В.М. Васнецов. Обращение к русскому эпосу и сказке ("После побоища Игоря Святославовича с половцами", "Три богатыря"),  

      М.М. Антокольский ("Иван Грозный", "Петр I"), С.А. Коровин ("На миру"),

       Н.А. Касаткин ("Углекопы", "Смена", "Шахтерка").  

      С.В. Иванов ("Расстрел" ). А.Е. Архипов ("Прачки")  

       В.А. Серов. ("Девочка с персиками", портреты В. О. Гиршмана, А.М. Горького, М.Н. Ермоловой).  

       М.А. Врубель ("Демон", "Царевна-Лебедь", монументальная живопись). Б.М. Кустодиев ("Масленица", "Купчиха").  

       К.А. Коровин ("Испанки"). А.Н. Бенуа (иллюстрации к "Медному всаднику", А. Бенуа - критик).  

      К.А. Сомов ("Дама в голубом").  

      З.Е. Серебрякова ("Беление холста")

      Н.К. Рерих ("Гонец"),

Художественные группировки начала XX века ("Мир искусства", "Голубая роза», "Бубновый валет", футуристы).

   

IV. РУССКОЕ ИСКУССТВО В ПЕРИОД 1917 - КОНЦА 1990-Х ГОДОВ.  

   

Исторические условия развития искусства после Октябрьской революции 1917г.

Политический плакат в годы гражданской войны.  

Скульптурные памятники 1918-1922 гг, в Москве и Петрограде.  

Ассоциация художников революции России. Тематика и художественные особенности АХРРовских картин; документализм в изображении быта, хроника текущих событий, полемика А.ХРР с другими объединениями 1920-х годов (ЛДФ, РАПХ). Общество московских художников (ОМХ). П. Кончаловский, И. Машков, В. Рождественский, А. Куприн и .другие.

Общество станковистов (ОСТ). Состав группы, поиски современного стиля, связь с театром, кинематографом, прикладным искусством 20-х гг. А. Дейнека как представитель ОСТа.

Творчество выдающихся художников предреволюционного времени: К. Юона, Б. Кустодиева, К. Петрова-Водкина, П. Кончаловского, Н. Касаткина, Л. Архипова, М. Нестерова, П. Кузнецова, А. Остроумовой-Лебедевой.

Пути развития графики в 1920-е годы. В. Фаворский. Мастера рисунка и акварели (П. Митурич, Н. Купреянов, Л. Бруни, А. Фонвизин).

Скульптура 1920-х -- 30-х гг. А. Матвеев, В. Мухина, И. Шадр, Н. Андреев.

Архитектура 1920-х - начала 30-х гг. Братья Веснины, Леонидов, Мельников.

Станковая живопись в 1930-е годы. Портрет, пейзаж, историческая картина. М. Нестеров,

А. Дейнека, Г. Нисский, Ю. Пименов, Б. Иогансон, П. Корин, М. Сарьян, С. Герасимов, П. Кузнецов, Н. Крымов.

Скульптура 1930-х годов, В. Мухина, М. Манизер, Н. Томский.

Графика 1930-х годов, В. Фаворский, А. Кравченко, Е. Кибрик, Д. Шмаринов, Кукрыниксы, В. Лебедев.

Изобразительное искусство в годы Великой Отечественной войны 1941-1945-гг.

Первые отклики на события войны - картина А. Пластова "Немец пролетел",

Обращение к историческому прошлому России. Триптих П. Корина "Александр Невский".

Пейзажные картины Н. Ромадина, В. Бакшеева, В. Бяльницкого-Бируля.

Скульптурные портреты В. Мухиной.

Русское искусство в послевоенный период в 1960-1990 года.

Приход в искусство нового поколения художников, вышедших из МГХИ им. В.И. Сурикова, Института им. И.Е. Репина и бывшего Строгановского училища: Н. Андронова. Д. Жилинского, В. Стожарова, В. Сидорова, Г. Коржева, Т. Салахова, Г. Захарова, В. Голицына, С. Харламова.

Творчество В. Попкова, Н. Федосова и А.А. Грицая.

Художники-педагоги и искусствоведы Московской школы: В.Г. Цыплаков, А.М. Грицай, В.Н. Забелин, А.И. Фомкин. М.В. Алпатов и В.Н. Лазарев. Их основные труды.

Мастера русской скульптуры – О. Комов и В. Клыков.

Основные проблемы современного русского искусства (по материалам выставок и журналов "Художник" и "Юный художник").

ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО.

Искусство античности. Ансамбль Афинского Акрополя. Парфенон. Античная расписная керамика. Мирон ("Дискобол"), Поликлет ("Дорифор"). Фидий ("Афина", метопы Парфенона). Пракситель ("Гермес с младенцем"). Пергамский алтарь. Агесандр ("Венера Милосская").  

Искусство средневековья Храм св. Софии в Константинополе. Романский собор. Готический собор. Средневековая скульптура (Реймс, Наумбург).  

Искусство Эпохи Возрождения. Джотто (Капелла дель Арена в Падуе). Брунеллески (Флорентийский собор), Боттичелли ("Рождение Венеры", "Весна") Донателло ("Кондотьер Гаттамелата"),  

Великие мастера Возрождения. Леонардо да Винчи ("Джоконда", "Тайная вечеря"). Рафаэль ("Сикстинская мадонна"), Микеланджело ("Давид", росписи Сикстинской капеллы, гробница Медичи). Тициан (портреты, "Динарий кесаря") Джорджоне ("Спящая Венера").

Северное Возрождение. Ян ван Эйк ("Чета Арнольфини»), Питер Брейгель Старший ("Падение Икара", "Крестьянский танец", "Зима"). Дюрер ("Автопортрет").  

Крупнейшие мастера ХУII века Веласкес (портреты, "Сдача Бреды", "Пряхи") Рембрандт (портреты, "Блудный сын"), Рубенс ("Персей и Андромеда", "Портрет камеристки инфанты Изабеллы). Н. Пуссен ("Автопортрет", "Аркадские пастухи").

Искусство рубежа ХVШ-Х1Х веков. Ж. Давид ("Клятва Горациев", "Смерть Марата»), Гойя (портреты, "Расстрел») Э. Делакруа ("Резня на Хиосе", "Свобода на баррикадах").

Мастера французского реализма. Г.Курбе ("Похороны в Орнане"). О. Домье (карикатуры, "Прачка"), Э. Мане ("Бар Фоли-Бержер").

Французский импрессионизм. К. Моне (пейзажи), Э. Дега (тема балета, "Гладильщицы", "Абсент") О. Ренуар ("В ложе", портреты).

Французский постимпрессионизм.   П.Сезан ("Автопортрет", пейзажи). П. Гоген ("Сбор плодов") Ван Гог ("Ночное кафе в Арле", пейзажи).

Искусство -XX века. П. Пикассо ("Девочка на шаре"), А. Матисс ("Красные рыбки"; Ф. Леже ("Строители").  Р.Гуттузо ("Воскресный отдых калабрийского рабочего"). Рокуэлл Кент (пейзажи),

ЛИТЕРАТУРА  

   

"История советского искусства" Изд.. 2, т. 1 и 2. М., 1980, 1981 г. "История русского искусства" под ред. В.М.Плотникова. М., 1980г. "Русское искусство".

 Очерки о жизни и творчестве художников ХУШ века.   Под ред. А.И. Леонова, М.1954 г. "Русское искусство".

Очерки о жизни и творчестве художников середины XIX века. Под ред. А.И. Леонова. М., 1954г.

"Советское изобразительное искусство", 1917 - 1941г. Ред. Б.В. Веймарн и др. М., 1977 г.  

 "Советское изобразительное искусство". 1941-1960 гг. Ред. Б.В. Веймарн и др. Москва, 1981 г.  

 "Всеобщая история искусства" М.В. Алпатов, т. 1-11. М,, 1948 г,  

 "Краткая история искусств" Н.А. Дмитриева. М., 1975 г.  

 "История зарубежного искусства" под ред. М.Т. Кузьминой и Н.И. Мальцева. М., 1980, 1984 г.  

 Алпатов М В. Андрей Рублев. М., "Изобразительное искусство", 1972 г.

Василенко В.М. Прикладное искусство. Истоки и становление. М., "Искусство" 1977 г.

Вагнер Г.К. Скульптура Древней Руси. М. Статьи в журналах «Художник», «Юный художник», «Искусство»

 

Hosted by uCoz